Разработка проекта договора, общие правила и рекомендации

18.07.2009

 

 

В профессиональной предпринимательской среде издавна действует правило: не спихивайте разработку проекта договора на контрагента, ибо он должен работать в первую очередь на вас.
Данный принцип совсем не означает, что допускать к проектному оформлению отношений вторую сторону не следует. Наоборот, учет позиции контрагента – ключ к успешному деловому сотрудничеству. Однако, если вы планируете заключение хозяйственного договора с целью извлечения прибыли, вполне естественно позаботиться о …
Обратимся, к примеру, к одному из самых распространенных и востребованных договоров в хозяйственном обороте - договору поставки. Часто встречающаяся проблема – несовпадение в понимании используемых терминов.
Иногда во внутрироссийских договорах встречаются международные условия, например «франко-склад поставщика». Во-первых, термин «франко» – достояние международных правил ИНКОТЕРМС, применять которые к сделкам внутри страны, мягко говоря, не очень удобно.
Во-вторых, условие «франко-склад поставщика» буквально предполагает, что обязанности поставщика считаются выполненными после того, как товар, прошедший таможенную очистку для ввоза (!), передан в распоряжение покупателя на его складе. Думаю, комментарии излишни.
Поэтому, если вам встретятся подобные международные термины, предложите вашему партнеру их не употреблять, а просто подробнее описать процедуру доставки товара, переход рисков и прочее.
Если вы по условию договора являетесь покупателем, то настойчиво требуйте включения в контракт условия о гарантии. После этого статьи 476 и 477 Гражданского кодекса – в полном вашем распоряжении. Опираясь на них, вы в течение обозначенного в договоре или в технической документации гарантийного срока или срока службы вправе предъявлять поставщику претензии по качеству товара. Если же ни в договоре, ни в документации о гарантийном сроке нет ни слова, то за некоторыми исключениями его считают равным двум годам. Зато в первом случае качество товара обязан будет доказывать ваш поставщик, а во втором – бремя доказывания наличия и причины возникновения дефекта лежит уже на покупателе.
Здесь же, в разделе «Гарантия», покупателю выгодно указать срок возврата дефектного оборудования и определить, какие именно расходы (транспортные и др.), связанные с возвратом или же заменой некачественного товара, несет поставщик.
А теперь – внимание для поставщиков. Непременно составьте перечень, так называемых, исключительных случаев – тех, при которых поставщик снимает с себя гарантийную ответственность. Укажите, что гарантийные обязательства не распространяются на повреждения, вызванные неправильной эксплуатацией и подключением товара, на товары, имеющие механические повреждения (например, вмятины или сколы), при попадании внутри устройств посторонних предметов и жидкостей, при самостоятельном ремонте поставленного товара, а также на повреждения, вызванные стихийными бедствиями. Обязательно «предупредите» покупателя о правилах использования товара, о чем в накладной или иных передаточных документах следует сделать отметку о составе переедаемой с товаром документации.
Не старайтесь «одарить» партнера ответственностью по принципу «за все и сразу». Притворитесь «джентльменом» и сначала установите ответственность себе в виде пени за просрочку поставки и (или) недопоставку товаров. Вам это ничем не грозит. Ведь такая ответственность и так на вас ложится по законодательству (ст. 521, 524 ГК), зато зарекомендуете себя перед контрагентом как добросовестный и исключительно честный партнер.
А уж потом можно потребовать включения в договор и ответственности партнера-покупателя за просрочку в оплате товара (пени в размере 0,3% от стоимости поставленного товара за день просрочки будет вполне достаточно).
Подытожим несколько правил, которые желательно учитывать при подготовке проекта хозяйственного договора:
1.         Если вы не профессиональный юрист-хозяйственник, возьмите за основу другой аналогичный договор, в «качестве» которого вы уверены;
 
2.         Уделите внимание внутренней структуре договора. Она должна быть логична и, фактически, отражать последовательность взаимодействия его сторон: от определения цели сотрудничества (предмет договора – «поставщик поставит товар покупателю», «подрядчик выполнит работы для заказчика»), подробного описания должных действий, сроков их совершения и прав каждой из сторон («поставить товар в течение 3-ех дней с момента», «гарантийные обязательства») до случаях наступления и мерах ответственности («за просрочку возврата многооборотной тары»);
Помните, что в большинстве случаев, фактическое исполнение договоренностей руководителей осуществляют многочисленные сотрудники фирм, для которых условия договора должны быть понятны и не требовать дополнительных разъяснений.
 
3.         Условия договора должны быть развернутыми и отражать все достигнутые на словах договоренности. Не бойтесь «раздуть» договор до 5-6 страниц и более, если ситуация требует детальной регламентации. В большинстве случаев этого и не потребуется.
 
4.         Если в рамках исполнения одного договора планируется подписание несколько документов (дополнительных соглашений, спецификаций, актов и т.д.), ссылка в них на основной договор обязательна. Неисполнение контрагентом условий, отраженных в таких дополнительных документах, сделает затруднительным возложение на него ответственности за их нарушение, в том числе и ответственность, определенную договором (штрафы, неустойки, отличные от указанных в законе и т.д.)
 
5.         Если использование малознакомых вам терминов и понятий необходимость, приведите в договоре их определения. Таким образом, вы исключите возможные в будущем расхождения в их понимании и толковании.
 
6.         «Мы и так с ними давно работаем, зачем же столько бумаг» - не тот принцип, использование которого поможет вам в последующем в суде.
 
7.         Вспомните предыдущее сотрудничество с партнером, с которым планируется заключение договора. Учтите «старые» проблемные моменты в «новом» договоре.
 
8.         Если исполнение вами договора с контрагентом существенно зависит от действий иных лиц (цепочка: изготовитель – поставщик – покупатель), оцените риски и возможные последствия. Возможно, лучшим вариантом будет изменить юридическую структуру взаимодействия, заменив перепродажу товара (договор поставки) на посреднические услуги (агентский договор), ведь последний вариант позволяет варьировать степень возможности ответственности.
 
9.         Убедитесь, что со стороны вашего контрагента договор (каждая его страница) подписан лично лицом, имеющим на это право. Обмен факсами и электронной почтой чреват. Помните, что если сделка заключается на крупную сумму, то она может подпадать в категорию «крупные сделки», т.е. 25 и более процентов балансовой стоимости имущества компании, что влечет необходимость ее одобрения общим собранием участников/акционеров либо советом директоров компании-контрагента. В уставе компании также могут содержаться ограничения прав директора на совершение определенных сделок. Нарушение этого правила может повлечь признание такого договора незаключенным или недействительным.
 

Оформление и фиксация фактического исполнения договора – не менее важная задача. Именно нарушение договорных условий будет основанием для предъявления претензий или судебных разбирательств. Поэтому от «качества» сопутствующей документации во многом будет зависеть возможность получить от контрагента должное либо самому не стать «без вины виноватым» (поставщики часто не отражают в ТН/ТТН сопутствующую товару документацию: инструкции, сертификаты и т.д., что приравнивается к ненадлежащему исполнению обязательств по поставке). 

 

 


Версия для печати