Сомнительный юрадрес не основание для ликвидации

18.07.2009

Краткий анализ ситуации о исках ИФНС о ликвидации юридического лица

 

 

Для учета и контроля юридических лиц в законодательстве РФ используется понятие «место нахождение» юридического лица.

Согласно п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – «ГК») место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев, местом нахождения организации является место нахождения ее директора (генерального директора, президента и т.д.)


Место нахождения юридического лица должно быть указано в его учредительным документах. Кроме того, такие сведения должны содержаться в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (пп. «в» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»). Однако не редки случаи, когда место регистрации (место нахождения) является формальным адресом юридического лица, а деятельность, фактически, ведется организацией совсем по иному адресу, также по иному адресу находится и руководитель юридического лица (так называемые «юридический» и «фактический» адрес).


Налоговые органы не очень любят организации с подобным «раздвоением» и стараются решить эту проблему еще на стадии государственной регистрации юридического лица. А «черные списки» адресов, по которым зарегистрированы сотни и тысячи организаций одного города уже давно перестали быть слухами. Борьба с фирмами-однодневками то затухает, то вспыхивает вновь. Не секрет, что налоговые инспекции многих городов РФ при подаче пакета документов для государственной регистрации юридического лица требуют обосновывать нахождение будущей организации по указанному в заявлении о госрегистрации адресу: договоры аренды, гарантийные письма и т.д.


Настойчивое замечание специалисту налоговой инспекции, принимающему документы на госрегистрацию юридического лица, о незаконности таких требований в большинстве случаев снимает вопрос: ведь обосновать в суде отказ в госрегистрации в связи с не предоставлением подобных документов налоговая инспекция не сможет. Тем не менее, факт остается фактом: ФНС все строже следит за совпадением юридического и фактического адреса юридических лиц, а методы борьбы с «раздвоением» доходят от штрафов до судебных дел о ликвидации подобных организаций.


Пункт 3 ст.61 ГК, а также подп.16 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ предоставили ФНС право на обращение в арбитражные суды с требованием о ликвидации юридических лиц любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ. Перечень оснований для ликвидации юридического лица установлен ГК. В качестве таковых ст.61 ГК РФ указывает:
-            решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
-            решение суда в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
 
Так, инспекторы ИФНС по одному из районов Москвы обратились в суд с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью. К заявлению налоговики приложили бумагу из «Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости», в которой было сказано, что дома с номером, указанным обществом как место своего нахождения в городе не значится. Фактически налоговики указали на нарушение закона при создании данного юридического лица: предоставление недостоверных сведений.


Однако судьи решили, что для удовлетворения требования ИФНС такого нарушения со стороны общества недостаточно, отправили дело на новое рассмотрение по существу, указав, что для ликвидации организации налоговики должны были представить данные (справки) банков, в которых были открыты счета юрлица, об отсутствии операций по банковским счетам в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен (Постановление ФАС СЗО от 2 октября № А56-49668/2005).


Действительно, если с бОльшим вниманием обратиться к ст.61 ГК, то можно отметить, что, несмотря на допустимость ликвидации юридического лица, при создании которого допущены нарушения закона, реализация данного положения статьи гражданского законодательства возможна только при неустранимом (!) характере нарушений закона при создании организации. Иными словами, отправив дело на новое рассмотрение суд, фактически, предоставил юридическому лицу возможность устранить указанное налоговиками нарушение: сообщить в инспекцию свое действительное место нахождение и внести в учредительные документы и ЕГРЮЛ соответствующие изменения о своем юридическом адресе (месте нахождения). После этого требования налоговиков о ликвидации общества станет необоснованным, а организация отделается штрафом за несвоевременное предоставление сведений.


Подобная практика подкреплена и Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который в п.3 своего информационного письма от 13.08.2004г. № 84 указал, что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.


Позиция, согласно которой при устранении юридическим лицом нарушений, послуживших основанием для подачи ИФНС заявление о ликвидации данного юридического лица, подкреплена и рядом других судебных решений по делам несколько иной категории.


Так, основанием для предъявления иска по делу № Ф09-3417/04-ГК (Постановление ФАС Уральского округа от 14.10.2004г.) явилось непредставление юридическим лицом в налоговый орган со второго квартала 2001 года налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, что является его обязанностью в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ. Однако как следует из материалов дела, организация в 2004 году сдала в налоговый орган отчетность за указанный в иске период. Поскольку согласно представленной отчетности ответчик фактически хозяйственной деятельности в указанный период не осуществлял, допущенные нарушения носили устранимый характер, и ответчиком приняты меры к устранению допущенного нарушения, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что допущенное нарушение не является основанием для ликвидации ответчика в порядке абзаца 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ.


Исковые требования налоговой инспекции по другому делу были мотивированы тем, что ответчик не выполнил требование ст.26 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», согласно которому юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в силу указанного лица, в течение 6-ти месяцев со дня вступления в силу упомянутого закона обязано предоставить в регистрирующий орган сведения о полном и сокращенном наименовании, организационно-правовой форме, адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и т.д. Отказывая в удовлетворении иска ИФНС, суд исходил из того, что допущенные ответчиком нарушения носят устранимый характер, а других дополнительных оснований для ликвидации данного юридического лица истцом не представлено (ИФНС не представила доказательств того, является ли ответчик действующим субъектом хозяйственной деятельности, сдавало ли указанное лицо в налоговый орган бухгалтерские балансы период, предшествующий подаче заявления о ликвидации).

 

 

 


Версия для печати