«Раздавать правоспособность» пусть и подросшим детям излишне - эксперты

26.07.2014

Ольга Гольцева и Ирина Трякшина о самозащите подростками своих прав в суде для агентства Mega-U.ru

Законопроект Минюста РФ, предлагающий позволить несовершеннолетним в гражданских судебных спорах представлять свои интересы самостоятельно (с 14 лет в присутствии законных представителей, а с 16 лет - без них), эксперты считают не оправданным российскими реалиями и не слишком проработанным. По мнению специалистов, подростки могут не справиться с такой задачей, поскольку в силу возрастных особенностей не всегда понимают, «что такое хорошо и что такое плохо».

Управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева сомневается «в полной продуманности и обоснованности данного законопроекта».

«С одной стороны, государством преследуется благая цель - оградить несовершеннолетних детей от злоупотребления правами нерадивыми родителями (сегодня в практике, увы, случаи такие имеются - иногда дети в возрасте 14-16 лет вынуждены взрослеть, но при этом лишить родительских прав непутевых пап и мам сложно, ибо это крайняя мера ответственности за их неисполнение). В таком случае, конечно, подросток, адекватно оценивая ситуацию, будет вправе, имея юридически законных представителей, самостоятельно защищать свои права, в частности, при нарушении, например, жилищных прав, прав на пенсии по потере кормильца и т.п., если речь идет о бездействии родителей. Но, с другой стороны, такие случаи в общей статистике достаточно редки. В большинстве своем подростки все-таки проживают в нормальных среднестатистических семьях. Поэтому, на мой взгляд, излишне давать такой объем процессуальных прав, по сути, еще ребенку, хоть и подросшему», - прокомментировала агентству «Mega-U.ru» Ольга Гольцева.

Основываясь на собственной практике ведения дел, связанных с защитой интересов несовершеннолетних, мнении психологов, да и просто жизненном опыте, эксперт утверждает, что «подросток еще не в состоянии адекватно давать оценку окружающей ситуации, особенности возрастной психологии и физиологии таковы, что в возрасте 14-18 лет, когда происходит гормональная перестройка организма, эти подросшие дети могут себе в том числе и навредить».

«На мой взгляд, защищать права подростков от злоупотребления нужно, но не путем «включения» в этот процесс всей массы (ибо проблема имеет достаточно «точечный» масштаб). Ведь даже сегодня, при отсутствии данных прав у подростка он в состоянии обратиться в прокуратуру, органы опеки за защитой. Более того, эти органы обязаны встать на защиту несовершеннолетнего, имеют на то соответствующие полномочия и обязаны обращаться в том числе и в суд с исками в интересах несовершеннолетнего», считает О. Гольцева.

По мнению юриста, более необходима переоценка  работы соответствующих уполномоченных служб и разработка более эффективного механизма защиты прав несовершеннолетних государством, а не «раздача правоспособности» неразумным еще детям.

Похожую точку зрения высказала и партнер, юрист юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ирина Трякшина.

«На мой взгляд, принципиально новым будет унификация порядка проведения процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Хотя видится это больше как очередная галочка в реализации проекта Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В настоящий момент в гражданском процессе несовершеннолетний и без того участвует как самостоятельное лицо (с оговоркой – с согласия законного представителя). Мы не работаем с институтом бесплатной юридической помощи, поэтому на деле не могу сказать, как будет работать этот механизм. Однако я считаю, что не все дети с 16 лет обладают развитым чувством ответственности, зачастую им присущ юношеский максимализм, поэтому в этом возрасте все же родители должны корректировать решения, принимаемые ребенком», - комментирует И. Трякшина.

При этом эксперт обращает внимание и на «технические» моменты реализации законопроекта.

«У меня также возникает вопрос: если ребенка с 16 лет наделяют правом самостоятельной возможности предъявления требований в суд, то каким образом и из каких средств он будет оплачивать пошлину? Либо этот проект также в перспективе затронет и Налоговый кодекс в части освобождения несовершеннолетних от уплаты госпошлины?» - говорит И. Трякшина.

Источник: http://mega-u.ru/node/34745

 

 

 


Версия для печати