Как спланировать налоговую нагрузку будущего предприятия?

23.05.2013

Опубликовано на сайте радиостанции Бизнес-ФМ Челябинск.

  

Каждый предприниматель на стартовом этапе неизбежно сталкивается с налоговыми органами – регистрационные функции возложены именно на них. Однако, несмотря на увеличение общей правовой и финансовой грамотности, не только о необходимости вести налоговый учет, но и о том, что свою налоговую нагрузку можно планировать и прогнозировать, многие узнают при первом вызове в контролирующий орган.

 

С чего начать?

Начнем с того, что с момента регистрации предприятие «автоматически» становится налогоплательщиком. Казалось бы, чего проще: подготовил пакет документов, сдал в налоговую, получил свидетельство о постановке на учет. Однако необходимо помнить, что режим налогообложения выбирается в течение 5 дней с момента регистрации предприятия.

То есть, готовя документы для государственной регистрации, начинающий предприниматель уже должен иметь представление о той системе, по которой планирует работать.

На сегодня налоговое законодательство претерпело некоторые изменения, существенно  «усложнив жизнь» некоторым категориям предпринимателей.

Тем не менее, существует две основные системы налогообложения - так называемая «общая» и «упрощенка» (сознательно сейчас не упоминаю ЕНВД - «вмененку», поскольку она по сути не является режимом, и предприниматель не вправе выбирать: использовать ее или нет, но об этом чуть позже.)

 

ОСН – платим «по умолчанию»

Суть общей системы налогообложения. Этот режим может применяться, что называется, «по умолчанию». Если вы в момент создания предприятия не заявили о желании применять спецрежим - добро пожаловать в ряды налогоплательщиков с общим режимом. В чем его суть? В налоговом кодексе на каждого плательщика возложена обязанность оплачивать три вида налогов- федеральные, региональные и местные. Так вот, находясь на ОСН, вы будете платить ВСЕ НАЛОГИ, в том числе станете плательщиком «пресловутого» НДС. Разумеется, будете обязаны в полной мере вести бухгалтерский и налоговый учет, планировать налоговую нагрузку по различным видам налогов, постоянно сдавать множество отчетов. Возможно, вам даже придется иметь в штате отдельного  специалиста по налогообложению. Это, пожалуй, можно отнести к одним из минусов системы. Плюсы - больше возможностей (при наличии грамотного специалиста или консультанта) планирования и оптимизации налоговой политики предприятия. Ну, и возможность возвращения уплаченного контрагентам налога на добавленную стоимость (НДС), чего лишены «упрощенцы».

 

«Упрощенцы» - правильно выбираем ставку

Суть упрощенной системы налогообложения - освобождение предпринимателя (под словом «предприниматель», разумеется, понимается не только ИП, но и любой субъект коммерческой деятельности) от всего множества предусмотренного НК РФ налогов и замена их налогом единым. Что для этого нужно? Во-первых, в период регистрации предприятия не забыть уведомить свою инспекцию о желании «вступить в ряды упрощенцев». Во-вторых, соответствовать  тем критериям, которые законодатель установил для таких желающих. Это, в первую очередь,  размер доходов. Он по итогам предыдущего периода не может  превышать 60 млн. рублей.  Так же закон не разрешает применять «упрощенку» в случае создания филиалов  и представительств (т.е. если вы планируете открытие филиальной сети, сразу стоит подумать, как это организовать с точки зрения налогов). Если численность сотрудников вашего предприятия превышает 100 человек, вы так же не вправе работать на «упрощенке». Еще одно ограничение связано с видами деятельности - закон запрещает некоторым предприятиям использовать «упрощенку» (в первую очередь, это предприятия сферы финансов - банки, страховые компании, ломбарды,  а так же адвокаты, нотариусы и некоторые иные категории)

Если же ваша деятельность может осуществляться на «упрощенке» и у вас есть такое желание, то необходимо определиться с объектом налогообложения. Что такое объект? Это, собственно, та сумма дохода, которая будет учитываться для определения размера уплачиваемого налога. Тут могут учитываться как только доходы (без учета расходов), так и понесенные вами расходы. Соответственно, различается и ставка налога - в первом случае она составит 6%, во втором- 15%.

На что обратить внимание при выборе ставки? В первую очередь на то, насколько затратен ваш бизнес  (какие вы несете расходы для его осуществления). Обратите внимание, что законом к учету допустимо принимать не все расходы, а только те, перечень которых указан в Налоговом кодексе (кстати, для «упрощенцев» этот перечень существенно уже, чем для налогоплательщиков на общей системе). Если отношение затрат  к выручке превышает  60%- для вас предпочтительнее объект «доходы минус расходы». 

Имейте в виду, совсем не платить налог, даже сведя доход к нулю (если расходы буду равны, либо превышать доходы), невозможно. В этом случае необходимо будет заплатить так называемый «единый налог» в размере 1% с выручки.

 

О минусах и плюсах «упрощенки»

На сегодня такой существенный «плюс» «упрощенки», как отсутствие обязанности вести бухгалтерский учет, уже потерян. С 2013 года все предприятия, независимо от формы собственности и режима налогообложения, обязаны бухгалтерский учет вести. Сегодняшний плюс, это, в первую очередь, отсутствие многообразной отчетности и учета по различным налогам и, соответственно, упрощение работы бухгалтера, возможное уменьшение сумм отчислений в бюджет (внимание - не всегда!). Минус – наличие множества ограничений по оборотам, стоимости имущества, количеству персонала. Иногда - более пристальное внимание и тщательные проверки налоговых органов (в случае, например, появления сомнений при приближении к «пороговым» значениям). Отдельный плюс для «шестипроцентников» - отсутствие необходимости учета расходов (касается, в первую очередь индивидуальных предпринимателей, ООО бухгалтерский учет вести обязаны), и, как следствие, очень редкие случаи налоговых проверок их обоснованности (поскольку они на размер налогов не влияют). 

Нередко в качестве существенного «минуса» многие бизнесмены упоминают «отсутствие НДС»  и, как следствие, нежелание некоторых контрагентов работать с таким партнером. В таком случае, необходимо оценить: сколько ваших потенциальных покупателей/клиентов (и, соответственно, прибыли) вы можете потерять из-за этого и соотнести полученные показатели с теми потенциальными затратами на администрирование общей системы налогообложения и размером налогов к уплате. 

 

«Вымирающий» налог

Отдельно стоит отметить такой режим как ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Не смотря на включение в налоговом кодексе его в раздел «спецрежимы», как таковым  режимом налогообложения он не является. Это – частный случай для отдельных видов деятельности. Более того, в отличие от той же «упрощенки», предприниматель не вправе выбирать – использовать этот  режим или нет. Обязанность по его применению установлена законом как для тех, кто выбрал общий режим, так и для «упрощенцев». Возникает она в связи с перечисленными в законе видами деятельности (перечень приведен в НК). Это, например, розничная торговля, транспортные, некоторые бытовые услуги. Налог этот весьма прост для учета и расчета - по установленной формуле высчитывается фиксированная сумма, которая платится ежеквартально. Плюсы - простота в использовании. Минусы - необходимость уплачивать налог даже в случае отсутствия прибыли и некоторая опасность ошибок в случае одновременного применения нескольких режимов.  На сегодня ЕНВД относят к «вымирающим» налогам, т.к. в планах Правительства и Минфина такой налог исключить вообще, оставив только «патентную систему» для индивидуальных предпринимателей (суть ее аналогична ЕНВД, но распространяется она только на ИП).

В данном материале  я сознательно не рассматриваю такие «экзотические» виды налогообложения, как ЕСХН (единый сельхозналог) и  «налог при применении соглашений о разделе продукции» ввиду их малой распространенности и специфичности.

Резюмируя вышесказанное, обращу внимание на то, что  для успешного старта бизнеса необходимо, в первую очередь иметь представление о планируемых видах деятельности, активах, персонале предприятия, иметь прогноз продаж и затрат. И уже, исходя из этих показателей, выбирать оптимальную систему налогообложения заранее.

  

Юридическая поддержка налогоплательщиков:

Налоговые юристы Юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и Партнеры» оказывают юридические консультации в области налогообложения, налогового планирования, оптимизации и управления налоговыми рисками. Представляют интересы клиентов при проведении налоговых проверок, а также на досудебных и судебных стадиях налоговых споров. 

С некоторыми завершенными проектами юристов Фирмы вы можете ознакомится в разделе Примеры проектов или запросить у нас дополнительную информацию.


Версия для печати