Налоговикам указали на объем полномочий при камеральных проверках

28.07.2011

В очередной раз ВАС указал налоговикам на недопустимость проведения мероприятий, не предусмотренных Налоговым кодексом

 



В очередной раз ВАС указал налоговикам на недопустимость проведения мероприятий, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
 

 

26 апреля 2011 года Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес решение в пользу налогоплательщика, отменив решение ИФНС и нижестоящих судов в связи с нарушениями процедуры проведения проверки (дело № ВАС 17393/2010).
Суть дела в том, что по результатам камеральной проверки документов налоговики посчитали, что предприятие не имеет права на применение льгот по НДС (обществом применялась ставка 0%). Однако, при этом выводы проверяющих были основаны на материалах, полученных в рамках камеральной проверки самостоятельно, а не на тех документах, которые предоставил налогоплательщик. Налоговики в рамках проверки (заметим, камеральной!), провели опрос тех лиц, у которых (судя по документам предприятия) производился закуп (для справки: общество занималось торгово–закупочной деятельностью и реализацией пушнины на экспорт, что давало определенные льготы при расчете НДС). Получив показания, противоречащие документам предприятия, налоговики нашил необоснованную налоговую выгоду, и в применении льготной ставки отказали. Необоснованную налоговую выгоду и суды усмотрели в незаконном уклонении общества от налогообложения экспортированных товаров по ставке 18 процентов путем применения налоговой ставки 0 процентов.
Между тем суды не приняли во внимание следующее.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов (пункт 1 статьи 88 НК РФ). При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган проверяет соответствие указанных в ней сведений документам, представленным налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговой ставки 0 процентов и подтверждающим правомерность применения налоговых вычетов. В спорной ситуации сам факт  реализации обществом товаров на аукционе, надлежащая комплектность документов, (пункт 2 статьи 165 НК РФ) признаны судами установленными, что и должно было послужить основанием для применения льготной ставки. Между тем, налоговым органом были проведены и дополнительные мероприятия. Хотя, согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, более того, при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101). Следовательно, при проведении камеральной налоговой проверки у инспекции не было оснований для осуществления мероприятий налогового контроля, касающихся взаимоотношений общества с физическими лицами, в том числе для истребования информации о происхождении товаров.
Упомянутая информация не могла быть положена в основу решений как не относящаяся к предмету налоговой проверки.
Значит, и у судов не было оснований для признания решений ИФНС законными.
Высший Арбитражный Суд своим решение признал, что вне зависимости от фактических обстоятельств сделки, налоговики не вправе проводить контрольные мероприятия, не предусмотренные Налоговым Кодексом и, тем более, использовать полученные данные против налогоплательщика.
 

Справочно:
Порядок проведения такого контрольного мероприятия, как камеральная налоговая проверка, определен ст. 88 НК РФ. В ней содержится полный перечень полномочий налоговых органов, превышать которые последние не вправе. Более того, еще в июле 2007 года Конституционный Суд РФ в своем определении № 266-О отметил, что предоставление дополнительной информации есть право, а не обязанность налогоплательщика. А запрошена информация может быть лишь у него самого.

 
Появление подобного Постановления Президиума ВАС дает надежду предпринимателям на то, что все-таки «полет фантазии» проверяющих будет немного ограничен. Но, в то же время, хочется еще раз напомнить - желая воспользоваться определенными льготами и вычетами (особенно это касается НДС), налогоплательщику нелишне заранее озаботиться подготовкой всего возможного массива документов, которые путь даже теоретически могут понадобиться для доказательств обоснованности. В противном случае есть риск получить причитающееся только после длительных судебных баталий.
 
 

Юридическая фирма «Гольцева, Данилевский и Партнеры» (GD&P) имеет подтвержденный опыт в сфере налогообложения и налоговых правоотношений, включая выработку рекомендаций, планирование, составление отчетности, разрешение спорных ситуаций и споров в налоговых органах и в Арбитражных судах.

Налоговые проекты ведут консультанты по налогам и сборам, аттестованные Палатой налоговых консультантов РФ.

Юристы и адвокаты GD&P готовы ответить на возникающие вопросы, подготовить рекомендации и оказать юридическую поддержку.

 
Для получения дополнительной информации обращайтесь:
руководителю Налоговой практики «Гольцева, Данилевский и Партнеры» (GD&P)

 


Версия для печати