Директора одного из южноуральских предприятий дисквалифицировали за систематическое нарушение трудового законодательства

30.07.2008

В Коркино по требованию прокуратуры на один год дисквалифицирован генеральный директор предприятия, производящего продукт питания. Руководитель систематически нарушал трудовое законодательство. Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в пресс-службе областной прокуратуры, установлено, что директор предприятия несвоевременно выплачивал зарплату своим работникам, а также деньги, причитающихся сотрудникам в день их увольнения. Четырем работникам, пожаловавшимся в прокуратуру, в течение двух месяцев не выплачивалась заработная плата, общая сумма задолженности составила более 30 тысяч рублей.

Редакционный материал: "В Коркино по требованию прокуратуры на один год дисквалифицирован генеральный директор предприятия, производящего продукт питания. Руководитель систематически нарушал трудовое законодательство.

Как сообщили корреспонденту «Нового Региона» в пресс-службе областной прокуратуры, установлено, что директор предприятия несвоевременно выплачивал зарплату своим работникам, а также деньги, причитающихся сотрудникам в день их увольнения. Четырем работникам, пожаловавшимся в прокуратуру, в течение двух месяцев не выплачивалась заработная плата, общая сумма задолженности составила более 30 тысяч рублей.

Поскольку в марте текущего года директор данного предприятия уже подвергался административному наказанию за нарушение трудового законодательства, прокурор города возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение).

Рассмотрев постановление прокурора, суд дисквалифицировал руководителя предприятия, лишив его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством, в течение одного года. Выдан судебный приказ о выплате заявителям сумм задолженности."

"Новый Регион-Челябинск", адрес источника

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Владимир Данилевский, руководитель Коммерческой и Корпоративной практики:

 

Действительно, действующее административное законодательство (ч.2 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее по тексту равнозначно – «КоАП») предусматривает такой вид ответственности за нарушение законодательства о труде или об охране труда как дисквалификацию должностного лица на срок от 1-ого до 3-ех лет.

Для России подобный вид наказания является новеллой и существует всего несколько лет, тогда как, к примеру, в Великобритании дисквалификация в качестве санкции применяется с 1986 года (с момента принятия Закона «О дисквалификации директоров»).

Обязательным условием применения столь суровой санкции является повторность нарушения. Иными словами, если ранее должностное лицо не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, то применение к нему такой санкции как дисквалификация является неправомочным и может быть обжаловано в суде.

Следует отметить, что повторность правонарушения имеется, если «второе» правонарушение совершено в течение 1-ого года со дня окончания исполнения предыдущего постановления суда о назначении должностному лицу административного наказания по «первому» правонарушению. Этот один год выступает неким сроком давности, в течение которого должностное лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию.

Таким образом, если «второе» нарушение совершено по истечении 1-ого года с этого момента, то и квалифицировать действия должностного лица как повторное правонарушение и применять к нему санкцию в виде дисквалификации нельзя. При этом виновному лицу не поможет, к примеру, то, что «первое» и «второе» нарушение было совершено им в разных организациях.

Важным моментом является правильно понимание термина «аналогичное» правонарушение. К ответственности по ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть привлечено лицо, совершившее АНАЛОГИЧНОЕ, то есть ТОЖДЕСТВЕННОЕ, а не однородное по своей правовой природе административное правонарушение, посягающее на отношения, урегулированные законодательством о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

Суть дисквалификации заключается в лишении конкретного физического лица права занимать руководящие должности в исполнительных органах управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

После вступления постановления суда о дисквалификации в законную силу привлеченное к ответственности должностное лицо обязано немедленно прекратить управление юридическим лицом. Руководящие органы юридического лица прекращают действие трудового договора с дисквалифицированным лицом. Так, Трудовой кодекс РФ называет дисквалификацию в качестве основания для прекращения действия трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Необходимо напомнить, что при заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в соответствующем органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (на сегодняшний день это Министерство внутренних дел). Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату (1 МРОТ) информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах.

Иные случаи дисквалификации, предусмотренные административным законодательством:

- нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч.2 ст.5.27 КоАП РФ);

- фиктивное банкротство (ч.1 ст.14.12 КоАП РФ);

- преднамеренное банкротство (ч.2 ст.14.12 КоАП РФ);

- сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч.1 ст.14.13 КоАП РФ);

- неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч.2 ст.14.13 КоАП РФ);

- невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч.3 ст.14.13 КоАП РФ);

- представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч.4 ст.14.25 КоАП РФ).


Версия для печати