Федеральная антимонопольная служба признала рекламу ООО «ТЕЗ ТУР» ненадлежащей и выдала предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе

1.09.2008

1 сентября 2008 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ООО «ТЕЗ ТУР» нарушившим ч.2 и ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» (ненадлежащая реклама). Дело было возбуждено по обращению Федерального агентства по туризму и ОАО ВАО «Интурист» по факту распространения ООО «ТЕЗ ТУР» рекламы с выражением: «Туроператор № 1» в эфире Первого канала. По итогам рассмотрения дела ФАС России признала указанную рекламу ненадлежащей и выдала ООО «ТЕЗ ТУР» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Редакционный материал: "1 сентября 2008 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ООО «ТЕЗ ТУР» нарушившим ч.2 и ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» (ненадлежащая реклама). Дело было возбуждено по обращению Федерального агентства по туризму и ОАО ВАО «Интурист» по факту распространения ООО «ТЕЗ ТУР» рекламы с выражением: «Туроператор № 1» в эфире Первого канала. По итогам рассмотрения дела ФАС России признала указанную рекламу ненадлежащей и выдала ООО «ТЕЗ ТУР» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе."



 

Федеральная антимонопольная служба России, адрес источника

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Владимир Данилевский, руководитель Коммерческой и Корпоративной практики:

 

Данное дело хоть и показательное, но к ряду исключительных или редких не относится.

В соответствии со статьей 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

При этом недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Легального понятия «некорректное сравнение» российское законодательство не содержит. Такой «пробел» пришлось вырабатывать и закрывать судебной практике. В результате сложилось довольно устойчивое понимание этого термина, к которому стали относить любое нетактичное сравнение - сравнение, которое противоречит правилам этики и приличия. Иными словами, какие и многие другие, данное понятие относится к оценочной категории и рассматривается в каждом случае отдельно.

Если вернуться к делу «ТЭЗ ТУР», то, возможно, ФАС исходил из того, что форма подачи и смысл рекламной информации могут вести к некорректному сравнению с услугами иных конкурирующих фирм, которых на рынки туризма не мало.

Вообще, подобные предписания ФАС выдает достаточно регулярно. Из брэндов федерального уровня можно вспомнить очень схожий случай, когда ФАС признал ненадлежащей распространенную компанией «Банана-Мама» рекламу с использованием фразы: «Банана-Мама - сеть магазинов для детей № 1 в России». Тут сразу обращает на себя внимание использование сравнительной характеристики «№ 1 в России» без указания конкретного критерия, по которым осуществлялось сравнение в рекламе, что означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. «А как же «Детский Мир» - такой вопрос наверняка возникал у каждого. Именно исходя из подобной логики многие рекламные материалы содержат в себе ссылку, например, на количество магазинов в стране (конкретном регионе), общее количество клиентов или указание на то, что в рекламе рассматривается только линейка продукции одного производителя.

Иначе получается, что в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед другими конкурирующими и находящимися в обороте товарами, которые произведены или реализуются другими изготовителями/продавцами.

Впрочем, компании имеют возможность оспорить решения ФАС в Арбитражном суде. При реальной обоснованности и возможности подкрепить рекламные слоганы конкретными фактами, результатами исследований и статистикой заявители могут добиться успеха. В свое время ФАС была вынуждена была даже создать Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, который осуществляет оценку действий бизнеса на предмет «соответствия обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности или справедливости».


Версия для печати