Корпоративное коллекторство в условиях финансового кризиса

22.11.2010

Комментарий руководителя Коммерческой практики GD&P Владимира Данилевского для Телекомпании «Деловой Урал»

 

Обсуждение касалось темы корпоративного коллекторства, которое в условиях кризиса вышло на новый количественный, качественный и технологический уровень.
Легального определения терминам «коллекторы», «коллекторство» и «корпоративное коллекторство» в России нет. Существует сугубо законопроект с попыткой хоть как-то регламентировать и упорядочить коллекторскую деятельность в РФ. Пока же можно использовать терминологию, применяемую самими участниками этого рынка, которые под «корпоративным коллекторством» понимают деятельность по взысканию корпоративных долгов, т.е. задолженностей юридических лиц перед другими юридическими лицами. Многие эксперты, при этом, указываются, что термин «коллекторство» применим только в случае работы агентства с массовой и типовой задолженностью, при этом не ограничиваясь судебными способами взыскания. Например, долги в сфере ЖКХ, банковского потребительского кредитования и т.п.
Возможно, это так. Однако в массовом сознании коллекторство стало прочно ассоциироваться с любой работой по взысканию задолженности, без отнесения к количественному составу пакета должников, основания возникновения задолженности и конкретных способов взыскания. Естественно, силовые, т.е. априори незаконные, методы мы не рассматриваем.
 
На рынке корпоративного коллекторства существуют как специализированные коллекторские агентства, так и юридические фирмы, одной из услуг которых является взыскание долгов.
Первые занимаются сугубо взысканием долгов для своих Клиентов. По стандартным и не сложным делам они могут предложить своим заказчикам уже готовый алгоритм действий и очень щадящие условия оплаты – процент от фактически взысканных с должника средств. Как правило, им не поручаются проекты особой сложности, когда предполагается активное сопротивление должника. Это прероготива юридических фирм, которые уже на начальном этапе просчитывают риски, выявляют возможные пути «отступления» должника и вырабатывают именно стратегию дела. Такие услуги существенно дороже. Но это не значит, что вторые обязательно сделают работу лучше, собственно, коллекторских агентств. Вовсе нет. У каждого свой сегмент работы. Поэтому и к выбору исполнителя задачи кредитору необходимо подходить осознанно, заранее оценивая что ему нужно.
Что касается некоторых применяемых технологий взыскания, то отдельно необходимо отметить те эффективные меры, которые могут повлечь для самого кредитора негативные последствия. Один из способов воздействия на недобросовестного должника – это распространение информации о его «статусе должника» среди его деловых партнеров. Кто-то рассылает письма, кто-то заказывает баннер перед офисом должника, кто-то снимает целый ТВ-сюжет.
Важное правило при таком подходе, «не попасться» самим на распространении информации не соответствующей действительности. А то можно и самому кредитору оказаться в числе ответчика в суде. Иными словами, не «иванов – должник», ведь долг юридически относится на фирму, следовательно, «должник - ООО Ромашка, где иванов директор/учредитель/акционер». Это самый короткий и общий пример, которому необходимо следовать. Крайне желательно до применения таких приемов получить соответствующее решение суда, признающего конкретное лицо обязанным вернуть долг кредитору. В таком случае поле возможных действий кредитора существенно расширяется. Подобное решение можно и рассылать, к примеру, в структуры, организующие торги, в которых запланировал или может участвовать должник.
 
За дополнительной информацией обращайтесь:
к Владимиру Данилевскому, руководителю Коммерческой практики Юридической Фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» (GD&P)

 


Версия для печати