Регистрацию залогов автотранспорта узаконят

16.08.2010

Комментарий для Интернет-портала CHELFIN.RU от Управляющего партнера GD&P Ольги Гольцевой

 

Комментарий для Интернет-портала CHELFIN.RU от Управляющего партнера GD&P Ольги Гольцевой

 

Сегодня в России незаконно перепродается до 5% приобретенных в кредит автомобилей, находящихся в залоге у банка. На авторынках с начала года появилось, по разным оценкам, до 20 тыс. кредитных автомобилей. Искоренить назревшую проблему призван новый закон о создании всеобъемлющей базы по движимому имуществу, выступающему залогом по кредиту, при Центральном каталоге кредитных историй.
После согласования всеми заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества» будет представлен в правительство. Новый закон призван искоренить сложившуюся практику незаконной перепродажи залогового имущества, в результате которой значительные убытки несут и банки, выдавшие кредит, и рядовые россияне, рискующие лишиться только что приобретенного автомобиля.
 
 
Комментируя ситуацию для Интернет-портала CHELFIN.RU, Ольга Гольцева, Управляющий партнер и руководитель Налоговой практики Юридической Фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» (GD&P), отметила, что добросовестность покупателя такого автомобиля, не знавшего о его нахождении в залоге у банка, в суде не будет иметь никакого значения - залог переходит к новому владельцу. Иными словами, такой автомобиль продолжает обеспечивать надлежащее исполнение кредитных обязательств заемщика банка – первоначального собственника и недобросовестного продавца.
Банк как залогодержатель имеет полное преимущественное право получить причитающиеся ему деньги за счет обращения взыскания на предмет залога – автомобиль, если заемщик перестанет платить по кредиту.
У неудачливого покупателя, по словами Ольги Гольцевой, останется лишь право на взыскание уплаченных за авто денег с продавца и понесенных убытков. Но как показывает практика, это бесполезно, так как человек, «кинувший» банк и покупателя, вряд ли что-то имеет за душой. Так что штрафные санкции, указанные в договоре купли-продажи, окажутся лишь декларативными и реально интерес покупателя не обеспечат.
Обсуждаемый законопроект актуален уже давно. Ведь сейчас подстраховки от подобных действий не существует. Подобные залоги нигде не регистрируются, и потенциальному покупателю просто негде проверить «чистоту» интересующего его автомобиля. Однако необходима единая по всей стране база залогов движимого имущества с возможностью оперативного ответа на запрос.
Конечно, фактическая реализация подобных мер ляжет дополнительными финансовыми тратами на покупателей подержанных авто, но, представляется, что это обоснованные траты, ведь потери многократно больше.
 
 
За дополнительной информацией обращайтесь:
к Ольге Гольцевой, Управляющему партнеру и руководителю Налоговой практики «Гольцева, Данилевский и партнеры» (GD&P)

 


Версия для печати