Музыка вместо гудка – нарушение со стороны операторов связи

2.06.2010

Комментарий для ТВ-канала «ВЕСТИ Южный Урал» от руководителя Хозяйственной практики GD&P Владимира Данилевского

Комментарий для ТВ-канала «ВЕСТИ Южный Урал» от руководителя Хозяйственной практики GD&P Владимира Данилевского

 

Ряд пользователей мобильной связи столкнулись с недобросовестным, по их мнению, поведению операторов мобильной связи. Абоненты получили от своего оператора мобильной связи СМС-уведомление о том, что они бесплатно подключены к дополнительной услуге и теперь вместо гудков звонящие им будут слышать музыку. Через месяц вторичным СМС пользователей уведомили, что через несколько дней услуга будет становится платной, а для отказа от нее необходимо отправить специальное СМС или позвонить по указанному номеру. Практически абоненты столкнулись с трудностями при отказе от услуги: происходил сбой при отправке СМС-сообщения, дозвонится до указанного номера было невозможно. Как следствие, со счета абонентов снимались денежные средства за услугу, на которую пользователь «не подписывался» и отказаться от которой не мог.
 
 
Комментируя ситуацию для ТВ-Канала «ВЕСТИ Южный Урал», руководитель Хозяйственной (коммерческой) практики GD&P Владимир Данилевский отметил, что ситуация неоднозначная и имеет несколько «но».
Согласно Закону «О связи» договор об оказании услуг связи, заключаемый с абонентом-гражданином, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать Правилам оказания услуг связи, утверждаемых Правительством РФ.
Согласно этим Правилами оператор не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг за отдельную плату. Формально операторы связи обходят этот запрет, оказывая эту «дополнительную услугу» бесплатно в течение определенного времени.
С другой стороны Закон «О защите прав потребителей» и иное гражданское законодательство запрещает оператору связи менять условия договора с абонентом в одностороннем порядке, за исключением некоторых ограничений, предусмотренных законом. Ярким примером такого исключения является возможность оператора менять финансовые условия тарифных планов, сообщая об этом только через свой сайт в Интернете.
Таким образом, договором с абонентом может быть предусмотрено право оператора на предоставление дополнительных услуг без «активного согласия абонента» - действий, однозначно свидетельствующих о намерении пользователя принять какую-то услугу.
 
Если же подобного условия в договоре с абонентом не содержится, то оказание услуги, не согласованной с абонентом, даже если она бесплатна, является односторонним изменением условием договора со стороны оператора, что недопустимо. А для «подключения» услуги требуется, мягко говоря, несколько более активное согласие абонента, к коим его молчание на СМС от оператора отнести довольно сложно. Иными словами, отказ абонентка от услуги путем направления оператору специального СМС-сообщения – это правильный пример «активного поведения абонента» и именно таким правилом и следует пользоваться, определяя, давал ли абонент согласие на подключение услуги. А без такого «активного» согласия будет незаконно и одностороннее подключение услуги и взимание за нее платы.
  
Кроме того, если оператор связи предоставил абоненту информацию о порядке отказа от услуги, то он отвечает за невозможность фактически осуществить такие действия. В рассматриваемом случае с момента направления абонентом СМС-уведомления об отказе от услуги либо соответствующего ussd-запроса взимание платы оператором связи за такую услуги будет незаконным. А ухищрения с «внезапным» сбоем в сети, по причине чего СМС абонента не дошло до оператора и т.п. свидетельствует о недобросовестности оператора связи и будут трактоваться в пользу абонента.
 
Пользователям следует обратиться с письменным заявлением к своему оператору, территориальное управление Роспотребнадзора либо органы прокуратуры. В крайнем случае остается и судебная защита.
 
 
За дополнительной информацией обращайтесь:

 


Версия для печати