В России оспорено первое акционерное соглашение, заключенное по новым правилам корпоративного законодательства

9.03.2010

Московские юридические фирмы решили самостоятельно вырабатывать судебную практику для нового для российского законодательства юридического института

 

 

Как сообщают «Ведомости», в Арбитражном суде города Москвы рассмотрено первое дело по оспариванию акционерного соглашения (договора об осуществлении прав участников ООО), заключенного после внесения в корпоративное законодательство РФ узаконивающих подобный инструмент изменений.
 
Напомним, акционерное соглашение (для обществ с ограниченной ответственностью соответствующим аналогом выступает так называемый договор об осуществлении прав участников) – это инструмент, позволяющий детализировать и урегулировать на будущее время отношения акционеров как между собой, так и по отношению к самой компании, в дополнение к действующему законодательству и учредительным документам (голосовать определенным образом на общих собраниях, согласовывать вариант голосования, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств и т.д.)
 
Если устав акционерного общества закрепляет единые для данного общества правила, определяющие в первую очередь порядок управления обществом и регулирующие отношения между обществом и его акционерами, то акционерное соглашение позволяет выработать и согласовать уникальные и свойственные только участникам этого соглашения правила поведения в обществе.
 
Для российского бизнес-сообщества акционерные соглашения не являются новинкой. Практика их заключения существовала и до этого. Кардинальное отличие настоящего момента в том, что ранее подобные соглашения приходилось заключать только по иностранному праву и через иностранных резидентов: российское законодательство не предусматривало подобного юридического инструмента. А после нескольких неудачных попыток в российских арбитражных судах (наиболее громким из них является дело Мегафона), стало окончательно очевидно, акционерное соглашение, заключенное в отношении российского юридического лица по иностранному праву, может быть оспорено в суде и признано недействительным.
 
В этой связи крупный российский бизнес был вынужден, в том числе и искусственно, закреплять свои договоренности не только с помощью права иностранных государств (английское, шведское право и т.д.), но и через иностранные компании. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сугубо юридически акционерами/участниками крупных российских предприятий являются юридические лица и иные образования, зарегистрированные и находящиеся заграницей. И дело не только в налоговой оптимизации, но и в возможности гарантированно управлять компанией на современном уровне, что, часто, невозможно без учета мнения иных акционеров.
 
Осознавая объективную необходимость в приведении российского корпоративного законодательства к реалиям, Правительством РФ были внесены соответствующие изменения в Концепцию развития корпоративного законодательства. Потребовался не один год, чтобы в российском законодательстве появились положения, позволяющие акционерам/участникам конкретизировать взаимоотношения.
 
Несмотря на юридическое несовершенство новых положений Законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, краткости их формулировок и недостаточности конкретизации норм, которые однозначно будут средством защиты в суде, а, следовательно, не должны допускать неоднозначного толкования, следует отметить, что первый шаг сделан. Рано или поздно судебная практика сформирует правила использования акционерных соглашений и, возможно, приведет к корректировкам и совершенствованию корпоративного законодательства.
 
Сейчас же акционерные соглашения и договоры об осуществлении прав участников ООО приходится разрабатывать и заключать с существенными ограничениями.
 
 
СПРАВОЧНО
 
Акционерное соглашение может предусматривать обязанность его сторон:
- голосовать определенным образом на общем собрании акционеров;
- согласовывать вариант голосования с другими акционерами;
- приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств;
- воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств;
- осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, его деятельностью, реорганизацией и ликвидацией.
 
Акционерное соглашение заключается в отношении всех акций каждой стороны и является обязательным только для его сторон.
 
Нарушение акционерного соглашения не может служить основанием для признания недействительными решений органов акционерного общества.
 
Акционерное соглашение может предусматривать способы обеспечения исполнения, а также меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение вытекающих из него обязательств. В случае нарушения акционерного соглашения права его сторон подлежат судебной защите, включая право требовать возмещения причиненных убытков, взыскания неустойки (штрафа, пеней), выплаты компенсации или применения иных мер ответственности.
 




Юридическая поддержка

Юридическая фирма «Гольцева, Данилевский и Партнеры» (GD&P) имеет подтвержденный опыт проектирования внутикорпоративных структур управления компаниями, в том числе с присутствием наблюдательных советов, ревизионных комиссий и управляющий компаний; консультирования топ-менеджмента по вопросам корпоративного права и управления; проверки компаний перед крупными сделками, включая сделки по вхождению в структуру управления; а также разработку и фактическое применение мер по защите от недружественных действий акционеров и третьих лиц.

Юристы и адвокаты GD&P готовы ответить на возникающие вопросы, подготовить рекомендации и оказать юридическую поддержку.

 
 

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

, руководителю Корпоративной практики компании «Гольцева, Данилевский и партнеры»

 

 


Версия для печати